Три пункта о Майкле Маси

Boris Zakharov
7 min readFeb 2, 2022

--

«…в темноте —
там длится то, что сорвалось при свете»

Всю полярную ночь Ф1 весьма многопланово бурлила последствиями Абу-Даби. Казалось бы, публика разошлась, в театре гасят свет… Но потрясение последней гонки сезона оказалось слишком сильным для того, чтобы просто сойти на нет. В условиях, когда реальных новостей не поступает, рождаются химеры.

Три пункта о Майкле Маси

1.Мерседес поставил ультиматум: либо Маси, либо Хэмилтон (в первой версии — отзыв апелляции в обмен на увольнение Маси).

Это, пожалуй, наименее соответствующий действительности слух из всех, что ходили вокруг Ф1 за последние годы. Но он отлично разошелся и был подхвачен взволнованной публикой. Почему? Потому что это сюжет. Даром, что чушь, — ведь ещё Геббельс говорил: «чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят». По моему глубокому убеждению эффективность лжи определяется количеством содержащейся в ней правды. Есть ли основания сомневаться в том, что и у Мерседес, и у Льюиса Хэмилтона есть поводы желать отставки Майкла Маси? Выше крыши. Есть ли у них возможности влиять на ситуацию? Безусловно. Ну, значит, они наверняка потребовали отставки Майкла Маси!

У кого потребовали? Апелляция Мерседес была отозвана в момент, когда президентом FIA был уходящий в отставку Жан Тодт. Как я уже писал, отозвана она была лишь потому, что максимально достижимым результатом всех возможных апелляций могло стать в лучшем случае аннулирование результатов Гран При Абу-Даби, — то есть чемпионат откатился бы к Джедде, которую, пусть и при равенстве очков, лидером покинул Ферстаппен. Как можно договариваться о чём-то с человеком, который через считанные дни должен был потерять все возможности для приведения договорённостей в исполнение? Но кого волнуют детали, когда есть сюжет?! Могли бы требования об отставке Маси быть предъявлены новому Президенту FIA? Скажем так, это было бы плохим началом для Мерседес. Начинать с ультиматумов новоизбранному главе федерации, который точно никуда не денется в ближайшие годы — это слишком прямолинейная позиция, тем более что Бин Сулайем пока тёмная лошадка, стиль его управления на новом посту пока не проявился. Это Жан Тодт был известным мастером компромисса. Его преемник на прямой ультиматум вполне мог бы отреагировать бурно, и посадить Тото Вольфа в ту ещё лужу. Например, доведя до публики информацию о том, что его шантажирует глава команды одного штутгартского концерна. Как легко превратиться в современном мире из жертвы в злодея… Поэтому Вольф не мог быть прямолинейным в этом вопросе. А ещё потому, что решительно непонятно, в чём, собственно, мог бы заключаться ультиматум.

Увольте Маси, а не то мы уволим Хэмилтона? Шикарный был бы выстрел себе в ногу. Дай-ка я назло ФИА останусь без топ-пилота! Вот и Хэмилтон как многозначительно молчит… Правильно молчит, кстати! Даже если оставить за скобками не раз проявленный талант писать в соцсетях полнейшую чушь (с кем не бывает), Льюис молодец, и очень здорово подыгрывает Тото Вольфу. Он сейчас выступает в роли того крепкого молодого человека, которого иногда берут с собой на «переговоры в неформальной обстановке», но не дают рта раскрыть, а то всему напряжению конец. Один сосредоточенно молчит, другой мутит воду — честно, это не изобретение Тото Вольфа, это довольно старая схема. И то, что некоторые принимают за истерику (это, наверное, те же, для кого отписка в соцсетях — смертельное оскорбление), является более чем выдержанной позицией.

Оговоримся: то, что этот слух — чушь, совершенно не означает, что Майкла Маси не уволят, или, что Мерседес этого не желает. Чушью здесь является утверждение об ультиматуме или любого рода договорённостях по этому поводу. Но оно хорошо пошло в прессе, в том числе и потому, что это выгодно Мерседес. Не имея возможности предъявлять требование напрямую, можно эффективно доносить его чужими устами.

2.Увольнение Маси изменит в лучшую сторону ситуацию с судейством.

Никакой связи. Во-первых, судит гонки не Майкл Маси, а судьи. У Маси совершенно другой функционал. Машины безопасности, например. Во-вторых, ситуацию с судейством может сдвинуть с мёртвой точки только реформа института стюардов Гран При. Мне не видится панацеей появление постоянных судей. Ну появятся у вас на постоянной основе Конноли, который штрафует Ферстаппена, «лучший друг» Феттеля Эмануэле Пирро, и Алан Джонс, у которого вообще никому мало не покажется — и что, настанет эра милосердия? Но за неимением других идей, я попробовал бы и эту. Делать в любом случае что-то надо. Но начать следует всё равно с регламента. А продолжить — принуждением судей по тому регламенту судить. А не отбивать бодрое «no investigation necessary». Потому что закон — это штука, которую мало написать, его ещё надо претворять в жизнь, он не сам по себе работает. Современный спортивный регламент предлагает некоторые общие черты того, как должны работать обгоны, но я в некоторых ситуациях понимаю судей, которые предпочитают умыть руки, нежели заниматься интерпретацией этого документа. А потом мы получаем разные штрафы (или их отсутствие) за одни и те же эпизоды.

3.Уволить Майкла Маси — техническое решение.

Худшие из моих начальников почему-то сходились в любви к изречению «незаменимых у нас нет». Эдакий стык недоизученного капитализма и неизжитого социализма. Дело не в том, можно ли заменить конкретного человека, а в эффекте, который это окажет на дальнейшую работу. Сказать, что быть гоночным директором непросто — ничего не сказать. Сказать, что у дверей офиса FIA собираются очереди из желающих занять место Маси — хорошая фантазия, но нет. Забавный слух попался на днях, мол Эдуардо Фрейтас, многолетний гоночный директор Ле-Ман и всего WEC в узких кругах в резко отрицательной форме высказывался о гипотетической возможности принять пост Маси. И это человек с опытом и репутацией каких поискать. Для этой работы нужна квалификация, и нужен опыт. Элкинс — другой человек с квалификацией и опытом — в эти выходные в Формуле Е выдал предельно стыдную ситуацию с трактором, из-за которого просто остановилась машина безопасности. Прямо на трассе. Сам Майкл Маси не из вакуума материализовался, а несколько лет проработал с покойным Чарли Уайтингом. По которому картинно повздыхал после Джедды Кристиан Хорнер, а за ним и публика помоложе, у которой «раньше было лучше» — один из любимых режимов. О покойном хорошо, или никак, поэтому просто скажу, что вызывать дух Чарли — та ещё глупость, он тоже не был идеален. Потому что человек. Так вот, избавиться от Майкла Маси — не сложно. Вопрос, кем его заменить.

В чём на самом деле виноват Майкл Маси

Если бы мне понадобилось уволить человека, и нужно было бы найти для этого основание, Майклу Маси в вину я скорее поставил бы не воскресенье в Абу-Даби, а субботу в Стамбуле. Тот старт Q2, когда болиды оказались на трассе одновременно с очередным трактором. Под дождём. Честно, мне порядком поплохело в этот момент. Вот это я бы расследовал. За всем бардаком финала этот эпизод совершенно незаслуженно забылся. А в целом — поводы можно найти для каждого. Было бы желание.

Очень не хотелось бы, чтобы именно желание кого-нибудь уволить двигало работой комиссии и совета FIA. В хороших конторах думают не о том, кто виноват. Самый простой путь — проследить цепочку ответственных, найти крайнего, и с облегчением поразводить руками: мол, человеческий фактор, ничего не поделаешь. В хороших конторах изучают, как стало возможным определенное развитие событий. И для этого нужно пойти не по исполнителям, а по регламентам, должностным инструкциям и тд. Найти проблему там. Если она там есть — это проблема системная, и замена исполнителя станет лишь передвиганием кроватей в борделе. Прямо сейчас в регламенте содержатся взаимоисключающие параграфы. Которыми, собственно, и отбивались стюарды Гран При Абу-Даби. Если в FIA хотят иметь возможность отбиваться в случае чего — такие пункты для этого идеально подходят. Для управления гонкой — нет.

Так в чём виноват Майкл Маси? В том, что ничего не предпринял по поводу этих самых взаимоисключающих параграфов. В том, что не предпринял усилий для того, чтобы изменить систему принятия судейских решений, которая явно перестала соответствовать уровню чемпионата. Майкл Маси не бил в рынду, не подавал сигналов тревоги. Как, впрочем, не подавал их никто из тех, кто работал в FIA. Хоть одну критическую ремарку с площади Согласия по поводу судейства в прошлом году помните? А конкретно в Абу-Даби проявился другой элемент: общественное сознание лишает человека на публичном посту самой возможности передумать. Майкл Маси у всех на глазах передумал, когда сначала объявил о том, что круговые не будут возвращаться в круг с лидерами, а затем всё-таки выпустил вперёд часть машин. (Что не противоречит регламенту при внимательном его прочтении). Что бы ты ни делал — делать это надо уверенно, чётко, резко. Вот чего ждёт публика. Маси в этой части подставился. Ну, и встреча с пилотами после Интерлагоса, с которой все вышли в лёгком недоумении относительно полученных разъяснений по эпизоду Ферстаппен-Хэмилтон. Отсутствие консенсуса в этой ситуации — это провал, порождающий неопределённость. Но все эти эпизоды (пока, во всяком случае), находятся за пределами расследования по Абу-Даби.

Чего ждать?

Я жду реформ. Если в FIA сочтут, что появление постоянных судей заслуживает шанса — я за этим с удовольствием понаблюдаю. Если решат, что гоночному директору нужны помощники — так тому и быть. Отменят возможность общения с руководителем гонки? Давно пора! Если прозреют наконец до того, что напишут нормальный регламент — вообще аплодировать буду. Главное — чтобы вне зависимости от принятых решений сама федерация хотя бы для себя поняла, как стало возможным то, что случилось в Абу-Даби, и как избежать такого позора впредь.

Что же до судьбы Майкла Маси — мне было бы жаль, если бы было принято решение с ним расстаться. Сам Маси, уверен, воспринял бы его с облегчением. От себя добавлю, что пока мы обсуждаем судьбу австралийца в разрезе «уволят/не уволят», прямо сейчас ребята из FIA могут уговаривать его остаться и отозвать, например, поданное заявление об увольнении. Кто знает… В худшем для Маси случае я ожидаю, что он проработает в race control весь сезон, и спокойно завершит дела в конце года.

P.S. Заседание совета FIA назначено на 3-е февраля, решений ожидать пока не стоит.

Искренне ваш, НЕПОПОВ

--

--